интерьер дизайн декор

idd-russia@list.ru

 

добро пожаловать!

8-913-961-05-93

Дизайн-студия Сергея Рыбакова

В декоре интерьера часто используется орнамент разных времён и народов, это придаёт интерьеру квартиры современный индивидуальный наполненный смыслом образ. Орнамент (ornamentum) — украшение, построенное на ритмичном чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов.

Декор состоит из сочетания полезного и красивого.

Генезис (происхождение) и семантика (смысл) орнамента.

Смысловые корни орнаментики древних культур

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую (смысловую) функцию. Орнамент возник (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на не изобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетёночный («веревочный») узор.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.

Четыре главные функции орнамента: 1) конструктивная — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационная — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационная — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическая — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.

Орнаментальный мотив спираль.

Спираль – современница пиктографии. Спираль – символ жизненной силы, развития и вечного изменения Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий. Спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. Швейцарский математик произвел над спиралью хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон "Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон Золотого числа"»

Мотив спирали – полисемантичен. Одни и те же элементы орнамента в иные времена воспринимались и использовались по-разному, в зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность. Им придавали особое толкование, изобразительное решение, стилистику.

Орнаментальный мотив цветок розы.

Цветок розы (розетка) по древним, языческим верованиям, цветок богини Венеры — символ любви и красоты; в Средневековье — цветок Богоматери; в исламе — символ райской жизни и космической силы. Мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.

Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху.

Розетка акантовая — лепестки исполнены как акантовые листочки, которые чередуются со стрелками (подобно ионикам).

Розетка вихревая — декоративна форма, с центра которой расходятся односторонне выгнутые дуги одинаковой кривизны. По композиционной структуре подобна свастике. Употреблялась в древнерусском искусстве, куда была взята от норманов.

Розетка зонтико-подобная — в виде эллипса с лучами.

Розетка солнечная — по структуре подобна розетке вихревой.

Орнаментальный мотив свастика

Элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии. В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца. Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира. Свастические знаки входят и в христианские изображения. В древнекитайских манускриптах также встречается изображение свастики, но этот знак обозначает понятие «страна», «область».

Орнаментальный мотив плетенки

Сложный и издревле распространенный мотив плетенки известен еще со времен палеолита и получен, по всей вероятности, путем вдавливания в глиняную форму веревки. Более сложная по своей конфигурации плетенка, как основной элемент, входит в так называемый «звериный стиль». Она часто встречается уже в искусстве сарматов, которые передали ее германским племенам, которые, в свою очередь, способствовали распространению этого узора в странах Европы.

Особую выразительность плетенка получила в кельтском декоре. Еще до нашей эры кельты заимствовали многие элементы своего орнамента у средиземноморских, а в дальнейшем у скандинавских и византийских народов, но, пропустив их орнаментику через свое художественное мышление, кельты до неузнаваемости ее изменили, создав свой особый декор. Ранний период кельтского орнамента характеризуется полным отсутствием растительных мотивов. Считают, что кельтский орнамент появился из переплетений кожаных ремней и ремешков, которыми кельты украшали сбрую коней, одежду, обувь.

По всей вероятности, такой орнамент выражал мироощущение диких кочевых народов.

Плетенка большое место заняла в скандинавском ремесленном производстве. Такой вид декора иногда называют стилем викингов, в нем постоянно повторяется мотив драконообразного животного, называемого «Большой зверь». В дальнейшем плетенка заняла почетное место в резном декоре романских соборов, в болгарских, армянских, русских изделиях и сооружениях.

Орнаментальный мотив меандр

Меандр получил свое название от извилистой реки Меандр в Малой Азии; сейчас эта река называется Мендерес), который принадлежит к характерным орнаментальным мотивам античной Греции, а также Мексики, Перу и других народов. Он встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на зданиях, сосудах, одеждах и пр.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.

Как мы уже отметили, ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Меандр, характерный для античной вазописи, древнегреческие гончары переняли у ткачей, а те лишь скопировали рисунок из нитей, получавшийся у них непроизвольно при изготовлении одежды.

<<< Орнаментальные стили

Реклама

По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь по указанным контактам на сайте.
Места размещения и форматы рекламы вы можете посмотреть в разделе: Реклама на сайте

Понравился сайт?
Пожалуйста, разместите ссылку на сайт. http://www.idd-russia.ru

Контакты

Россия, 644048 Омск
ул. А. Маркова, д.2, офис. 17.
8-913-961-05-93
http://www.idd-russia.ru
Email: idd-russia@list.ru

Гостевая книга

Оставьте свой вопрос или комментарий
и Мы обязательно Вам ответим